Актуален ли Зигмунд Фрейд сегодня

Зигмунд Фрейд

Vadim Barsukov, Вадим Барсуков, vadbars

За почти 75 лет, прошедших после смерти своего основателя, теория психоанализа ушла далеко вперед, но Фрейд, его идеи по-прежнему оказывают сильное влияние на искусство – да и вообще на нашу жизнь. Об этом статья в BBC Russian.

Источник: Актуален ли Зигмунд Фрейд сегодня – BBC Russian – Общество.

 

За почти 75 лет, прошедших после смерти своего основателя, теория психоанализа ушла далеко вперед, но идеи Фрейда по-прежнему оказывают сильное влияние на искусство – да и вообще на нашу жизнь.

Оговорка по Фрейду. Эдипов комплекс. Эго. Оно. Супер-Эго. Труды Зигмунда Фрейда изменили наше представление о поведении человека. Основатель психоанализа первым попытался обнаружить скрытые пружины действий самого ненадежного из свидетелей – человеческого сознания, и тем самым протоптал тропинку для создателей сложных литературных персонажей с неочевидными мотивами.

“Любое сновидение оказывается осмысленным психическим феноменом, который может быть в соответствующем месте включен в душевную деятельность бодрствования”, — пишет Фрейд в одной из ключевых своих работ “Толкование сновидений”, изданной в 1899 году. Уже в первые его произведения постоянно вплетались ссылки на классическую литературу. Для того, чтобы проиллюстрировать свое понимание бессознательных мотивов, сложных метафор и смещений в сновидениях, он черпал примеры из Софокла, “Фауста” Гете и Шекспира, особенно из “Гамлета”, “Короля Лира” и “Макбета”. А для описания иррационального поведения использовал язык поэтов и романистов. Это были первые попытки рассказать о понятиях, воспринимаемых всеми сейчас как нечто само собой разумеющееся.

Чтобы оценить влияние Фрейда на литературу нашего времени, стоит провести параллели между его трудами и работами его литературных современников.

Художественная дань Фрейду

“Углубляясь в ваши прекрасные творения, постоянно обнаруживаю за их поэтической оболочкой предпосылки, вопросы и ответы, знакомые мне, как мои собственные”, – писал Фрейд Артуру Шницлеру, чьи сексуально откровенные работы, включая пьесу “Хоровод” 1897 года, были запрещены в Австрии на протяжении 25 лет века.

Психиатр со спящим пациентом на кушетке

Идеями Фрейда пользуются не только писатели, но, как ни странно, психиатры

Шницлер, как и Фрейд, получил в Вене образование невропатолога и был знаком с “Толкованием сновидений”. В его произведениях можно встретить сны, фрейдистские символы (озера и горы) и поток сознания вида свободной ассоциации, который Фрейд описывает в “Исследовании истерии” 1895 года.

Фрейд также состоял в переписке с австрийским писателем Стефаном Цвейгом, который в 1931 году в биографическом очерке о психоаналитике отметил: “Двадцать лет назад идеи Фрейда все еще воспринимались как ересь и кощунство. Сегодня они свободно используются и находят свое употребление в повседневной речи”.

Этот взгляд не упрощает, не сужает мир человека, но наоборот, открывает и усложняет его

Лайонел Триллинг, американский критик

Десятилетиями психоаналитические теории Фрейда и его акцент на бессознательном служили писателям и драматургам материалом для создания противоречивых персонажей. Его теория эдипова комплекса лежит в основе множества литературных произведений, начиная с романа Лоуренса “Сыновья и любовники” 1913 года, где описывались кровосмесительные отношения между Полом Морелем и его матерью. И по сей день эта теория оказывает влияние на людей искусства по всему миру.

Как результат работы с травмированной психикой солдат Первой мировой войны появилось исследование “По ту сторону принципа удовольствия”. В 1925 году из этой работы вырос персонаж романа Вирджинии Вульф “Миссис Дэллоуэй” Септимус Смит.

Поэтесса-модернист Хильда Дулитл, известная под псевдонимом Х. Д., обратилась за помощью к Фрейду в 1933 году, страдая от творческого кризиса, отчасти вызванного страхом новой разрушительной мировой войны. Ее книга 1956 года “Дань Фрейду” – мемуары о лечении с помощью психоанализа.

Критический анализ

Не только писатели, но и литературные критики уже больше столетия вдохновляются идеями Фрейда.

В 1940-х американский критик Лайонел Триллинг отметил поэтичность принципов Фрейда, которые, как он писал, восходят к “классическому трагическому реализму… этот взгляд не упрощает, не сужает мир человека, но наоборот, открывает и усложняет его”.

Каждый случай – загадка. Для каждой загадки Фрейд находит решение. Прав ли он? А разве это важно?

Шейла Колер, писательница

Постмодернизм, структурализм и постструктурализм – в том числе работы французских мыслителей Клода Леви-Стросса, Ролана Барта, Жака Лакана, Мишеля Фуко, Жака Деррида, Жиля Делеза и Юлии Кристева — все они опирались на идеи Фрейда.

Американская писательница и критик Сьюзен Зонтаг в эссе 1964 года “Против интерпретации” выступила против Фрейда и за “эротику искусства”. Позже американский теоретик культуры Гарольд Блум в своей работе “Беспокойство влияния” (1973 г.) рассмотрел соперничество поэтов и их предшественников в свете Эдипова комплекса. В феминистском ключе использовали этот подход писатели-феминистки Сандра Гилберт и Сюзан Губар в публикации “Вперед в прошлое. Сложность женского комплекса принадлежности” (1985 г.). А писатель Питер Брукс изучал работы Фрейда о сновидениях в поисках идей для своей книги “Чтение ради сюжета” о построении романов (1992).

В XXI веке влияние Фрейда не исчезло. Правда, теперь у него больше шансов появиться в качестве персонажа, чем в качестве катализатора теоретической мысли.

Среди изданных в последнее время постмодернистских романов можно вспомнить отмеченный премией Европейского союза роман “Сестра Фрейда” Гоце Смилевски, переведенный с македонского Кристиной Крамер (2012 г.). В нем рассказывается печальная история младшей сестры Фрейда Адольфины, погибшей в концлагере Терезиенштадт (четверо из пяти его младших сестер окончили свои дни в нацистских лагерях смерти).

Сюжет вышедшего в 2013 году романа Карен Мак и Дженнифер Кауфман “Любовница Фрейда” вращается вокруг предполагаемого романа Фрейда с Минной, младшей сестрой его жены Марты. Продюсеры известного британского сериала “Аббатство Даунтон” начали производство нового телешоу под названием “Фрейд. Тайный дневник”. Действие происходит в Вене конца XIX века, а Фрейд составляет психологические портреты преступников, выступая в роли первого психолога-криминалиста. Кроме того, фильм фокусируется на его “запутанной и скандальной личной жизни”, как пишет журнал Variety в номере от 16 апреля.

Детектив в уме

Примеры из практики Фрейда, оформленные как рассказы или повести — бесконечный материал для беллетристов. Эти истории болезни — удобная мишень для вопросов и критики, почва для изучения, подражания, переосмысления и превращения в художественную прозу.

Голова человека как модель

Фрейд исследовал тайны психики, теперь мы пытаемся понять тайны Фрейда

Один из самых известных случаев описан Фрейдом в 1905 году в работе “Дора. Анализ случая истерии”. Речь идет о молодой женщине, которая испытывала боли в конечностях и потерю голоса (истерическую афонию). Фрейд предполагал, что эти симптомы — следствие замещения сексуальных ощущений, причина чего кроется в детских воспоминаниях. В 2012 году вышел провокационный роман Лидии Юкнавич “Дора. Псих”. В нем Дора — на самом деле ее звали Ида Бауэр — живет в современном Сиэтле и ходит к психоаналитику, которого называет Зигги. “Я впервые прочитала исследование Фрейда о знаменитом случае истерии Иды Бауэр, когда мне было 20 лет, — рассказывает Юкнавич в интервью изданию Rumpus. – История настолько меня разозлила, что я думала о ней 25 лет. Но чтобы дать “моей” Иде высказаться, мне пришлось сначала стать достаточно хорошим писателем”.

Случай Доры также стал основой нового романа Шейлы Колер “Мечтая о Фрейде”. Отец приводит к Фрейду свою 17-летнюю красавицу-дочь. “Он хочет, чтобы она стала благоразумнее и завела роман с мужем его любовницы и молчала об этом. Она протестует и говорит, что этот человек преследует ее с 13 лет”, — говорит Колер. Девушка находит в отцовской библиотеке “Толкование сновидений” и решает выдумывать сны для сеансов с Фрейдом. Именно они потом появляются в его записях истории болезни.

“Каждый случай, описанный Фрейдом, – как детектив Конан Дойля, – говорит Колер, который этой весной читал в Принстоне курс “Великие истории болезни Фрейда как малая проза”. – Каждый случай – загадка. Для каждой загадки он находит решение. Прав ли он? А разве это важно?”.

Возможно, именно в этих фрейдовских тайнах кроется причина того, что он по-прежнему с нами.

Уже в первых своих публикациях Фрейд высказывал революционные и спорные идеи. Его последователи — среди них были Карл Юнг, Отто Ранк, Альфред Адлер, Карен Хорни, Анна Фрейд, Мелани Кляйн и Эрик Эриксон — отошли от его первоначального подхода. Теория и практика психоанализа изменяется и углубляется по сей день.

Фрейд в 1930 году был награжден премией Гете по литературе за “ясный и безупречный стиль”. Возможно, его влияние на будущие поколения писателей столь же велико, как и его научный вклад. Эхо его голоса продолжает звучать во множестве художественных произведений.

Об авторе. Джейн Чиабаттари – журналист и литературный критик, сотрудничает с такими изданиями, как Boston Globe, Daily Beast, NPR.org, New York Times Book Review, Guardian, Washington Post, Los Angeles Times, Chicago Tribune и другими. Автор сборника рассказов Stealing the Fire (“Похищая огонь”).